Главная » Статьи » Полезные статьи

Мать и младенец

«Решиться обзавестись ребенком – дело нешуточное. Это значит решиться на то, чтобы твое сердце отныне и навсегда разгуливало вне твоего тела», - так метафорично описала взаимоотношения матери и ребенка общественная деятельница Э. Стоун.  Женщины, ставшие мамами, наверняка поддержат данную мысль. Каждая мать с трепетом хранит не только в фотоальбоме, но и в памяти историю вынашивания малыша, рождения, его первые минуты, часы, дни месяцы, годы… жизни. Эти истории могут быть очень разнообразными по своему наполнению. Ведь дело – то нешуточное, давайте разберемся в возможностях и последствиях отношений «мать-дитя».
Сегодня мамочек общество приучает видеть в младенце личность, которая находится в поисках своей идентичности «Кто есть Я?» с первых моментов жизни. После родов малыш оказался на животе матери, ему показалась родной и знакомой эта среда: биение сердца мамы, запах, тепло кожи, тактильные ощущения, в том числе, укачивание ребенка (что напоминает малышу покачивание в утробе матери и успокаивает его). В этот момент ребенок чувствует: «Это действительно она (мать), а, значит, это действительно я». Этот явление сопровождается так называемой «сенсорной инвентаризацией» (что потерял? что нового? что осталось?). Утрата ребенком всемогущества и единства с матерью сопровождается тревогой, исходящей от внутренних и внешних источников. Смена температуры воздуха в комнате или колики в животе, любая боль или дискомфорт, переживаются младенцем как нападение враждебной силы, «преследование». Тревога преследования с самого начала становится одним из определяющих факторов, влияющих на отношения ребенка к окружающему. Эта тревога возрастает в той мере, в какой он испытывает лишения и потерю чего-то. Конечно, заботливые взрослые могут окружить ребенка таким уходом, что он никогда не будет чувствовать себя лишенным их внимания. Но ведь существуют лишения и потери, которых нельзя избежать, ведь потеря чего-то сопровождает каждое человеческое приобретение: приобретение внешнего мира при рождении – лишение мира внутри матери, приобретение умения есть ложкой – потерю кормление грудью, приобретение возможности самостоятельно ходить – утрату маминых рук и т.д. Ребеночек в животе матери не догадывался, что его пространство закрыто, ему было комфортно питаться и осуществлять игровую деятельность (когда мать двигается, малыш тоже активно взаимодействует со своими конечностями, играя). А теперь, он прикован силой притяжения к постели, плохо владея  координацией своих движений.
Представляете, у младенца уже имеются 5 потребностей: безопасность, пища, доверие, чувство принадлежности, любовь к другому. Безопасность для ребенка – предсказуемое, последовательное и спокойное поведение взрослого, прежде всего, матери. К счастью, отцы сегодня все чаще приобщаются к процессу ухода и заботы с пеленок. Если мать чувствительна к нуждам своего чада, она может самостоятельно устанавливать частоту приемов пищи. По мнению Э.Эриксона, развитие личности проходит 8 стадий, первая из которых, подобно фундаменту дома, самая значимая. Она соответствует первому году жизни ребенка. Это время связано с переходом ребенка от внутриутробной жизни к самостоятельному существованию в мире. Поэтому Э.Эриксон считает фундаментальной предпосылкой гармоничного и прогрессивного развития младенца чувство «базисного доверия миру» (через доверие к матери), которое формируется на основании опыта первого года жизни как установка по отношению к себе и к миру. Доверять – навык, которому ребенка может обучить мать. Малыш должен убедиться в фундаментальной надежности отношений его и мамы. Чувство уверенности и доверия, которое испытывал младенец внутри матери, теперь ему важно найти в самостоятельном существовании, так как физиологические возможности индивида на этой стадии сосредоточены на способности вбирания, поглощения: пищи, звуков, запахов и образов. В этой стадии, названной Э.Эриксоном инкорпоративной (вбирающей) ребенок берет то, что ему предлагают. От чувства уверенности в том, что то, что предложено, подходит младенцу и соответствует его потребностям, зависит степень его доверия окружающему миру и способность принимать новое – еду, игрушки, события, людей. Э.Эриксон предлагает понимать младенца, как человека, который задает себе свой первый важный вопрос: «Безопасен ли этот мир настолько, что я могу вбирать в себя его еду и образы и хранить их в себе с пользой для себя?» Принадлежность – это желание принадлежать чему-то или кому-то большему, чем ты сам. Она возникает у ребенка не из интеллектуального понимания, а из чувствования заботы, любви матери, той, которая обеспечивает безопасность, еду, доверие. Кстати, как минимум до 1,5 л. речь об интеллектуальном развитии идти не может, упор нужно сделать на другие векторы развития малыша: !эмоциональный, сенсорный и двигательный векторы.  Любви к другому мать тоже учит младенца, помогая ему справиться с переживаниями, отвечая на его символическую благодарность (улыбку, прикосновение и т.д.). Д.В. Винникотт использует понятие «достаточно хорошая мать», тем самым указывая мамам, что не нужно стремиться к сверхмамам и супермамам. Достаточно хорошая мать, с точки зрения Д.В.Винникотта,  - это та мать, которая рядом, заботлива и заинтересована ребенком, словом, дает ребенку достаточно возможности видеть свое отражение в зеркале ее лица для того, чтобы со временем он понял, кто он, какой он, и стал активно и заинтересованно рассматривать окружающий мир. По мнению Винникотта, ребенку, чтобы творчески смотреть на мир, надо быть самому сначала замеченным.
Ребенок неотзывчивой, думающей только о своих тревогах и переживаниях, матери, чье лицо заморожено, вынужден воспринимать ее настроение, а не свое, ее чувства, а не свои, что приводит к тому, что, подрастая, ребенок не может найти своих собственных интересов ни в играх, ни в школе, ни в личностных отношениях. Такой личности будет всегда чего-то не хватать – может быть собственной творческой оригинальности? (А. Кравцова)
Современные мамы сознательно и интуитивно могут пользоваться в общении с малышом тремя способностями: холдингом и его производными (хэндлинг и  придание смысл бессмысленному лепету младенца). Холдинг – это материнская способность идентифицироваться с маленьким ребенком, ставить себя на его место, и таким образом сопереживать ему, понимать его, поддерживать его слабое еще понимание самого себя и самооценку. Мать не может спросить младенца, почему он плачет, но она может понимать и утешить его, она может предложить ему именно то утешение, которое ему нужно именно в этот момент. Хэндлингом  Винникотт называет важную часть холдинга, а именно умение матери просто физически держать своего ребенка на руках и практически ухаживать за ним. Может казаться, что быть на руках у взрослого не так уж необходимо для младенца – например, он может быть в своей кроватке или в манеже, - но, по мнению Винникотта, только на руках у взрослого ребенок может начать понимать, что такое «Я», и что такое «не-Я», другой человек. Быть на руках у мамы – это начало «персонализации» ребенка, понимания себя как персоны со своими собственными ощущениями, формами и движениями. Благодаря холдингу и хэндлингу у матери развивается способность быть «первым зеркалом ребенка» (так у ребенка формируются «зеркальные» нейроны, у взрослого они проявляются в массовом покашливании, зеве, закладывание ноги на ногу и т.п., эти нейроны участвуют также в проявлении эмпатии). Когда младенец смотрит на лицо матери, он может увидеть себя, свои собственные чувства, переживания, радости и боли - это отражается на ее лице: если ребенок взволнован – она взволнована, если он счастлив – она счастлива… Младенец как бы собирает себя из зеркальной мозаики своих отражений, присматриваясь к своей матери.
Касательно придания смысла бессмысленному лепету младенца, мать видит самые мимолетные движения, взгляды младенца, слышит звуки, которые он издает – и может, как никто другой, понять и сказать вслух о том, что беспокоит, или что радует малыша («О! Ты совсем мокрый и замерз! Ты хочешь на ручки!», «Да, да! Тебе нравится эта кашка! Какая вкусная кашка!»). Заботливая мать как бы говорит за ребенка то, что он мог бы сказать (и скажет, когда научится говорить) о себе сам.
Специалисты солидарны во мнении, что ребенок должен обрести уверенность в отношениях с матерью в период от 3- 6-х мес. до 3 л., в течение дальнейшей жизни ее качество может меняться в соответствии с получаемым ребенком опытом отношений.
 Это связано, прежде всего, с формированием привязанности. Так, до 3-х мес. ребенка может успокоить любой доброжелательный безопасный для ребенка взрослый. Основоположник теории привязанностей Дж.Болби предположил, что выживание человечества и отдельного человека зависит от ранних отношений ребенка с заботящимся взрослым,  причем человеческая эмоциональная связь развивается из врожденных паттернов взаимодействия. Инстинкты выживания обеспечивают ребенку привязывающие модели поведения (для удержания возле себя заботящейся матери): плач, сигналы приглашения (поворот головы, взгляд, улыбка), лепетание (гуление), цепляние (рефлекс хватания и рефлекс Моро – при громком звуке и утрате опоры), сосание и поисковый рефлекс, следование за взрослым. В практике известен случай, когда мать перестала кормить ребенка грудью, потому что он ей не улыбался, как она того ожидала.
Младенцы имеют врожденные способности устанавливать человеческие отношения, и эти способности доступны наблюдению:
1.    Младенец с раннего детства имеет внутреннюю направленность на отношения с человеком;
2.    Он предпочитает лицо игрушкам, лучше сосредотачивает внимание на фронтально расположенном, «положительно» настроенном лице (исследования показали, что младенец дольше фиксируется на картинках с привычным изображение лица, чем с перевернутым – некий «рефлекс для выживания»);
3.    С самого раннего детства по-разному смотрит на отца и на мать: на материнском лице он сосредотачивается быстрее, зато отцовское дольше вызывает интерес и желание исследовать;
4.    Младенец предпочитает голос человека другим звукам и различает свой голос и чужой (даже когда плачет);
5.    Он выделяет материнский голос и понимает различия между простыми словами (поэтому понимание простых маминых фраз появляется довольно рано);
6.    Младенец реагирует на изменения интонаций голоса и беспокоится, когда лицо и голос матери не находятся в соответствии (например, лицо сердитое – а голос ласковый, лицо направлено к нему – а голос предназначен для собеседника по телефону);
7.    Младенец с рождения имитирует человеческое поведение и предпочитает другим мать.
Основа поведения матери – чувство того, что младенец способен воспринимать меньшую порцию информации и требует большего времени для обработки. Ребенок еще только способен к совместной со-взрослым-регуляции. Понимать малыша возможно лишь осознавая значение его эмоций (удовлетворение, неудовлетворение, нейтральные эмоциональные состояния), у младенца эмоции неотделимы от других аспектов психического функционирования. Эмоциональный опыт позволит новорожденному придать значение той или иной эмоции в будущем. Ведь мы, взрослые, радуемся и огорчаемся по поводу разных явлений и с разными интенсивностью и частотой.
Рекомендации родителям для обеспечения эмоциональной безопасности младенца (предсказуемость событий в жизни ребенка): обращайтесь к ребенку по имени; подходя к малышу, называйте словами то, что он делал до вашего появления (что мой Сашенька придумал без меня? Ты научился уже подымать ножки. Да?); сообщайте ребенку то, что вы собираетесь ему предложить («Олечка, я тебя сейчас возьму на ручки, и мы пойдем к папе»); после слов выдержите паузу, чтобы ребенок имел возможность переключиться на новое действие; проявляйте на деле то, что ваш ребенок – личность с первых дней жизни, например, позволяйте ему выбирать: в детском саду Э. Пиклер (после ВМВ) детям показывали одежду разных цветов и та, на которой ребенок удерживал взгляд, считалась ему предпочтительной. Кстати, как показывают исследования, дети этого садика, оставшись без родителей, все-таки развивались гармонично, умели любить и формировали собственные семьи (!что людям, вышедшим из интернатов, делать крайне сложно).
Так, реализация врожденных способностей ребенка устанавливать отношения с матерью и ответность матери  формируют внутреннюю модель отношений ребенка с окружающими, которую Дж.Болби назвал привязанностью, указав, что по качеству привязанность может быть надежной (безопасной) и ненадежной (избегающей и амбивалентной). Ненадежная привязанность разделяется на избегающую, амбивалентную. В соответствии с качеством привязанности ребенок получает понимание о том, как в человеческом обществе можно реагировать на новое и неизвестное, переживать кратковременную разлуку с мамой, жаловаться на печаль, боль и стресс, делиться радостью и достижениями. Надежная привязанность формируется при условии чувствительной к потребностям ребенка матери, когда малыш чувствует уверенность в себе и безопасность.  При избегающей привязанности мать нечувствительна к потребностям младенца, ограничивает, подавляет или отвергает проявления ребенка, при этом ребенок в ответ начинает избегать выражения собственных эмоций. Взрослые с подобным типом привязанности могут иметь низкий эмоциональный интеллект (недостаточное количество ментальных способностей, которые участвуют в осознании и понимании собственных эмоций и эмоций окружающих), но с помощью компенсаторных механизмов направлять усилия на познавательные достижения. Амбивалентная привязанность имеет место в случае непоследовательных, непредсказуемых реакций матери по отношению к малышу, при этом ребенок испытывает тревожно-неустойчивое отношение к матери. Здесь все усилия ребенка направлены на подстройку к матери, на то, чтобы понять мать (относительно этой проблематики советую посмотреть документальный фильм Дж. Робертсона о мальчике Джоне, 1969).  Исследование «Незнакомая ситуация» показало, что малыши с амбивалентной привязанностью тяжело переносят незнакомые обстоятельства, тревожно реагируют на уход матери даже в присутствии других доброжелательных взрослых и питают к матери тоже амбивалентные чувства.
Ссылаясь на цитату в начале статьи, отмечу, отдавая сердце малышу, помните о себе и о собственном счастье. Счастлива мама – счастлив ребенок.


Дарья Шапошник, руководитель Студии своевременного развития «ДЛЯ ДЕТОЧЕК»

(Источник психологический журнал «Психология для всех»)

Категория: Полезные статьи | Добавил: detochki (20.05.2012)
Просмотров: 2218 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Форма входа

^

Поиск

^

Наш опрос

^
Оцените сайт студии (не поленитесь, вебмастерам будет очень приятно)
Всего ответов: 43

Статистика

^

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Популярные теги сайта

Информер ТЕГОВ

Календарь