Главная » Статьи » Полезные статьи

Раннее развитие ребенка
              Лучший способ сделать детей хорошими — сделать их счастливыми.
              Уайльд Оскар
              Пока мы ставим наших детей на ноги – сколько раз они успевают
              поставить нас на голову!

              Тойшибеков Бауржан

Есть простые слова и даже выражения, к которым совершенно нетрудно сформулировать определение. А есть слова и выражения, смысл которых всем хорошо ясен, но, точного определения к которым нет и дать его довольно трудно. Так же обстоит дело с понятием «раннее развитие». Много людей, занимающихся этим самым ранним развитием, не могут четко сформулировать, чем же они, собственно говоря,  занимаются, спорят между собой и не могут прийти к единому мнению.
Что такое развитие, знают все. Что такое раннее, также объяснять не надо. А вот «раннее развитие»? Что это? Заем и почему оно раннее? А надо ли? А стоит ли лишать ребенка детства? И так далее… . Возникает очень много вопросов, споров и возражений. Давайте попробуем разобраться.
Каждый ребенок индивидуален.
Он развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом… . У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему. Это никому не надо доказывать. Но, несомненно, есть и возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать… . Все эти рамки показывают педагогам и родителям, не позже какого срока та или иная функция должна развиться, до каких пор это еще будет нормой. Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, когда малыш серьезно болен или когда он недополучает внимания взрослых, когда с малышом никто не занимается. Но стоит начать уделять ребенку хотя бы немного внимания, играть с ним, что-то рассказывать ему, показывать картинки, читать книги, как он начинает развиваться, умнеть, взрослеть, на глазах становится более зрелым. Такому малышу все интересно, он просит позаниматься с ним еще и еще. Ну, а если не просто играть и читать, а применять какие-либо из известных методик раннего развития, учить ребенка чему-либо (естественно, через игру, а не посадив за парту), то малыш начинает развиваться еще быстрее, интенсивнее. Его речь разительно отличается от речи сверстников (и от речи его самого совсем недавно). Он начинает поражать родителей своим умом, памятью, изобретательностью, творческой жилкой.
Малыш начинает развиваться раньше, чем мог бы, если бы с ним никто и ничем не занимался, а не раньше, чем соседский мальчик или двоюродная сестра. Это и можно назвать «ранним развитием» ребенка.
Многие авторы (Доман, Сузуки, Лупан, Зайцев, Никитины) настаивают на том, что такое развитие – не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогическая наука, основанная на опыте прошлых веков, отстает от современных методик. Что человеческий потенциал гораздо богаче, чем было принято считать до сих пор (хотя мы знаем, что и общепринятые нормы за последние 20-30 лет сильно изменились: кого сейчас удивишь читающим пятилеткой? А ведь раньше почти все дети приходили в школу не читающими).
       Все дело только в том, что педагоги- классики отстают от новаторов в сроках начала обучения и дети начинают учиться как раз в тот период, когда рост мозга уже закончен (около 7 лет). В этом случае ребенку действительно не по силам та нагрузка, какую ему предлагают в школе. Он с трудом научается считать, читать, ему тяжело дается освоение письма. В дальнейшем это влечет к трудностям во всех дисциплинах. Естественно, все научаются читать, но ценой каких усилий!!!
Исходя из этого, можно дать второе определение термину «раннее развитие» - интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 2-3лет). Естественно, что в таком возрасте это совершенно несовместимо с традиционными, «садовско-школьными» способами обучения. Это нечто совсем другое.
•    Это специально созданная среда, наполненная интересными объектами для изучения всеми органами чувств.
•    Это разнообразнейшие игрушки (из простейших подручных материалов), дающие массу тактильных, зрительных, звуковых и обонятельных ощущений.
•    Это неограниченная физическая активность, дающая ребенку возможность лучше и раньше овладеть своим телом, хорошо изучить его быть ловчее, сильнее, крепче, чувствовать себя безопаснее.
•    Это книги, написанные для него крупными понятными буквами по складам, с большими картинками, со страницами, которые не сможет испортить даже самый маленький карапуз.
•    Это кубики с буквами (или, еще лучше, со складами), в которые малыш просто играет вместе с мамой.
•    Это постоянные прогулки, экскурсии, беседы, чтение книг и многое-многое другое.
Раннее развитие – это активная позиция матери по отношению к ребенку в первые годы жизни.
Раннее развитие – это путь к взаимопониманию с вашим ребенком.



Раннее развитие – это желание родителей наполнить серые будни радостью познания и совместного творчества.
Все методики развития настолько разные, что классифицировать их крайне сложно: одни называются по тому, что они развивают, другие – по имени создателя. С рождения до года проходит целая эпоха в жизни малыша. За это время он учится самостоятельно сидеть, переворачиваться, ползать, ходить, есть, улыбаться, выговаривать первые слова… . Поэтому самым важным на этом этапе для него является физическое развитие. То, насколько окрепли его мышцы, позволяет ему скорее встать и увидеть самому, что же находится в этой большой для него квартире. А вот ближе к двум годам большое значение имеют «психологические» методики, развивающие мышление, память, кругозор.
    В процессе развития личности бывают периоды спада и подъема. Психологи отмечают, что когда наступает благоприятный период, то есть сенситивный, малыш становится наиболее восприимчивым к формированию определенных умений и навыков, а заложенные  в нем способности развиваются без особых усилий с его стороны, то есть ребенок к этому готов. Отметим основную мысль Марии Монтессори, которую необходимо постоянно иметь в виду: если детям приходится делать что-то вне рамок соответствующего сензитивного периода, то есть под принуждением (учиться читать, писать и проч.), то к результату они приходят позже или не приходят совсем. Так, например,  сенcитивный период  для восприятия порядка ребенком длится от 0 до 3 лет, причем этап наивысшей интенсивности его протекания наступает в среднем около 2 - 2.5 лет. Сразу необходимо отметить, что для ребенка порядок означает нечто иное, чем для взрослого. Монтессори говорит: "Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы - вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром". Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. Он не только обосновывает господство человека над вещами, но и способствует тому, что на его основе ребенок в этом возрасте строит внутренний порядок в себе самом. Понятие «сенcитивный период» неотрывно связано с понятием «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития» (Л.С. Выготский). «Зона актуального развития»  – то, с чем ребенок в состоянии справиться самостоятельно, а «зона ближайшего развития» – значит, что ребенок завтра будет делать сам то, что сегодня он делает с взрослым, с мамой или папой. Зона дел вместе – это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее. И если у одного ребенка зона эта широкая, то есть с ним много занимаются, ау другого узкая, так как родители часто предоставляют его самому себе. Первый ребенок будет развиваться быстрее, чувствовать себя увереннее, успешнее, благополучнее.
В основе занятий раннего развития лежит философия метода системы Марии Монтессори. Мария Монтессори – известный итальянский педагог-гуманист (1870-1952), посвятивший всю свою жизнь созданию специальной методике воспитания детей. В настоящее время по системе Монтессори работают во всем мире. Монтессори-метод основывается на разумном соотношении между свободой и четкой структурой, специально предназначенной для маленького ребенка. Монтессори-система - это: 1) способствование  всестороннему развитию ребенка; 2) обучение чтению и счету по методике Н. Зайцева; 3) развитие речи, памяти, внимания, воображения; 4) использование видеоматериалов – методика Г. Домана – знакомство с окружающим миром, пополнение словарного запаса; 5) творческая деятельность, направленная на развитие логического мышления, воображения, мелкой моторики (подготовка руки к письму); 6) сказкотерапия – школьная адаптация, развитие личности ребенка, его эмоциональной и мотивационной сфер, развитие речи и коммуникативных навыков.
 Надеемся, что-то удалось прояснить в понимании такого понятия, как «раннее развитие». В заключение хочется дать несколько рекомендаций заботливым родителям:
1.    1. Самое главное, не ставить себе цели воспитать вундеркинда. Гоняясь за результатами, можно перегрузить ребенка, а, демонстрируя эти результаты окружающим, можно испортить характер малыша.
2.    2. Не нужно метаться от одного модного увлечения к другому. Маленькие дети – консерваторы, они быстро привыкают к тому или иному образу жизни. И смена его – для ребеночка всегда небольшая травма.
3.    Выбирая тот или иной способ обучения, будьте критичны. Не берите все слепо и без оглядки. В любой методике может быть что-то, что подойдет Вам и Вашему малышу, а что-то – и не вполне подходящее.
4.    Используйте ограниченный круг учебных пособий. Не покупайте все новые и новые развивающие игры и материалы. Лучше максимально полно использовать что-то одно.
5.    Сохраняйте спокойствие, если у вас что-то не получается: отложите то или иное занятие, игру. Через некоторое время попробуйте снова. Ведь вы не гонитесь за рекордом, а общаетесь с ребенком, помогайте ему понять премудрости взрослой жизни, овладеть собственным умом и телом.
6.    Не ставьте себе никаких норм по времени и количеству занятий в день. Такие нормы трудно выполнять (по разным бытовым и семейным обстоятельствам). Не выполнив то или иное запланированное упражнение или, не проведя игру, вы станете себя винить, что не можете обеспечить малышу полноценное развитие. А это не так, потому что, даже небольшое количество занятий – это лучше, чем ничего.
7.    Никогда не привлекайте ребенка к занятиям, если он болен или просто неважно себя чувствует, или у него плохое настроение. Это принесет ему не пользу, а вред.
8.    Старайтесь больше разговаривать с ребенком обо всем на свете дома, в автобусе, на прогулке – речь родного взрослого важнее любого методического пособия.
9.    Малыша, который чем-то занимается в течение дня, не стоит перегружать просмотром телевизора. Это излишняя для него информация и сильная нагрузка на мозг. Ему нужно время и спокойная обстановка, чтобы впитать и усвоить полученные знания и умения.
10.    Помогите ребенку самому научиться добывать знания. Предоставьте ему свободу творчества в этом процессе.
11.    Радуйтесь каждому успеху вашего ребенка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно, если это впервые.
12.    Не углубляйтесь в каком-то одном направлении, например, чтении, математике, музыке или физ. воспитании, забывая остальные. Всестороннее развитие гораздо важнее для малыша, чем рекорд в одном направлении.
И, последнее, обязательно совершенствуйтесь сами. Пусть малыш видит, что учиться и познавать – интересно и необходимо каждому.

Дарья Шапошник, детский психолог-тренер

(Источник: Специализированный психологический журнал  «Психология для всех», № 4, 2011).

Категория: Полезные статьи | Добавил: detochki (20.05.2012)
Просмотров: 2220 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Форма входа

^

Поиск

^

Наш опрос

^
Оцените сайт студии (не поленитесь, вебмастерам будет очень приятно)
Всего ответов: 43

Статистика

^

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Популярные теги сайта

Информер ТЕГОВ

Календарь