Главная » Статьи » Полезные статьи

Развитие познавательного интереса и логики

Развитие познавательного интереса и логики младшего школьника – секрет учения с легкостью и с удовольствием.

Интерес, как сказочная птица Феникс, сама сжигающая себя на костре и вновь возрождающаяся из пепла.

А.К. Дусавицкий («Загадка птицы Феникс», 2008)

Начало учебного года для родителей и их детей сегодня нередко сопряжено не только с радостью встреч, новых знакомств, приятных моментов, но и с  нежеланием ребенка делать домашние задания, осваивать незнакомые задания повышенной сложности, школьной тревогой по поводу плохих оценок и замечаний учителя. Низкая мотивация к учебной деятельности прежде всего связана с тем, что ребенку сложно и неинтересно усваивать объемы предлагаемого программой материала. Поэтому, если ребенок в основном полагается на запоминание новых знаний механическим путем, не имеет достаточный уровень образования логических взаимосвязей между предметами и явлениями, нет сформированного внутреннего плана действий (способности мысленно оперировать предлагаемыми объектами), он сталкивается с ситуациями психоэмоционального перенапряжения и психического истощения, что является одной из предпосылок низкой самооценки, быстрой утомляемости, школьной неуспеваемости.

  Психологи-педагоги пришли к выводу, что для современных детей предшкольного и школьного периодов помимо способностей к логическому мышлению очень важным является развитие именно познавательного  интереса -  специфического, непосредственно связанного с личностным развитием, мотива учебной деятельности ученика, без которого его деятельность как субъекта в процессе учения не может иметь учебного характера.  Отсутствие правильного, то есть осмысленного, отношения к изучаемому предмету влечет за собой низкую учебную заинтересованность к процессу познания.  Один из школьных психологов приводит пример, мальчик хорошо знал физику, он дал верное определение понятию «давление», привел удачный  пример, сказав, что танк оказывает меньшее давление на единицу площади, чем человек. Психолог попросил объяснить, почему танк раздавит собаку, а человек, если станет или ляжет на нее, нет?  На что ученик ответил, что физика к собаке вообще не имеет никакого отношения. Да, ребенок умеет мыслить, но у него нет только одного – удивления перед тайной связью между отпечатком собачьей лапы на песке и одним из всеобщих законов жизни. То есть успешной учебную деятельность можно назвать только тогда, когда учебная установка и интеллектуальные способности имеют опору в интересах ребенка.

 Любое качественно организованное занятие обязано стимулировать  появление познавательного интереса ребенка, основываясь на его естественной любознательности. Можно условно провести параллель с работой зеркальных нейронов: если взрослому самому интересно, он ставит проблему для ребенка (поощряет его изобретательность, оригинальные высказывания, самоощущение, что малыш может все), сам от этого испытывает познавательное удовлетворение, и, как следствие, дитя «заражается» от взрослого (формула «живого знания»).   

Начиная с дошкольного возраста, можно и нужно подготавливать фундамент для «расцвета» познавательного  интереса. Для этого есть три условия: 1. Взрослый, организующий качественное времяпрепровождение с ребенком, искренне переживает моменты открытий, удивляется давно забытым или новым знаниям, именно поэтому взрослому должно быть интересно с ребенком переоткрывать собственный опыт. 2. С детьми любого возраста не нужно «сюсюкать», нужно верить, что они способны, без ущерба для психики, впитать в себя много информации и им вообще интересно всю вокруг. Для этого, например, деткам 3-4-х лет можно объяснить эффект движения цветных скрепок на листе бумаги, под которым спрятан магнит, дружбой магнита и металлических предметов, они, как друзья, с одинаковым настроением, идут рядом, смотрят в одну сторону и держатся за руки. С 5-ти летнего возраста можно говорить о магнитном поле и его свойствах. 3.  Затевать проведение замечательных экспериментов, которые  не только эффектно выглядят, но и позволят вашему ребенку лучше понять многие физические и химические процессы. Вот возможные несложные эксперименты из подручных материалов (множество интересных экспериментов с понятными объяснениями предлагается в интернете, http://vk.com/prostaya_nauka_novosibirsk):   

 Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него? Ребенок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч без всякого вреда для него.

Как достать монету из воды, не замочив рук? Как выйти сухим из воды? Вам понадобятся  тарелка с водой (можно чуть подкрасить воду для большего эффекта),  свечка (закрепите её на дно тарелки пластилином или воспользуйтесь плавающей свечой), банка, монета. Инструкция выглядит так: положите монету на дно тарелки, подожгите свечу, накройте свечу банкой сначала, не касаясь воды (так чтобы воздух внутри банки прогрелся), а затем опустите  банку  в воду, так чтобы  монета оказалась рядом. Что происходит: свеча потухнет. Это происходит потому, что для поддержания процесса горения необходим кислород,  а в перевернутой банке он быстро заканчивается. Нагретый воздух оказывает большее давление, поэтому при остывании давление внутри банки будет уменьшаться и для его выравнивания с наружным атмосферным давлением вода будет втягиваться в банку. Теперь можно взять монету, не замочив рук. 

Цветы лотоса. Бумажные волокна поглощают воду, они набухают и стремятся выпрямиться,  при этом  лепестки открываются. Как вы думаете, что происходит с листьями настоящих растений, когда им не хватает воды? И что происходит с видом листьев, когда растение получает достаточно воды?

Смешивание масла и воды. Некоторые жидкости не ладят друг с другом. Возьмите масло и воду в качестве примера, вы можете смешать их вместе и трясти так сильно, как только можете, но они никогда не станут друзьями... или станут? Проведите этот забавный  эксперимент  и выясните, как  масло и вода будут вести себя вместе. Что вам понадобится: маленькая бутылка, вода, пищевой краситель (для этой цели вполне сгодится пару капель свекольного сока), 2 столовые ложки растительного масла, жидкое моющее средство. Инструкция: 1. Добавьте несколько капель пищевого красителя в воду. 2. Налейте  2 столовые ложки окрашенной воды вместе с 2 столовыми ложками растительного масла в небольшую бутылку. 3. Закройте плотно крышкой и потрясите бутылку так сильно, как можете. 4. Поставьте  бутылку и посмотрите на  результат смешения. Что происходит? В то время как вода часто смешивается с другими жидкостями, с маслом такого не происходит. Молекулы воды сильно притягиваются друг к другу, молекулы масла так же больше привлекают свои молекулы, они просто не смешиваются друг с другом. Масло всплывает над водой, поскольку  имеет более низкую плотность. Если вы очень хотите, чтоб масло  и вода были вместе, то попробуйте добавить немного жидкости для мытья посуды.  Моющее средство притягивает  как воду, так  и масло и помогает им соединиться  вместе, образуя так называемую эмульсию.  Теперь вы лучше понимаете, почему так сложно отмыть жирную тарелку водой без помощи моющих средств.

Научите ребенка пользоваться измерительными приборами. Например, расскажите ему о термометрах. Возьмете, к примеру, водный термометр и проведите опыты с водой (холодная, теплая и горячая). Легко обнаружить, связь температуры воды с высотой столбика термометра. Поговорите о том, почему так происходит, какие виды термометров вы знаете и какие из них есть у вас дома. А теперь поговорите о том, что бывает холодным, а что горячим. Какие предметы нас согревают в холодную осеннюю погоду? Давайте проведем еще один эксперимент. Возьмите два стаканчика со льдом (достаточно одного кубика). Один оставьте на столе, другой закутайте в теплый шарф, спрячьте под подушку, т.е. «согрейте лед». Пока идет время, поговорите о состояниях воды, при какой температуре она замерзает и что происходит со льдом, если его греть. Мы должны прийти к логическому выводу, что лед, закутанный в теплый шарф должен растаять быстрее. Но этого не произойдет, ведь теплая одежда по своей сути не греет, а помогает нам поддерживать исходную температуру. Кстати, а как называется сосуд, помогающий поддерживать температуру жидкости? Расскажите, какую роль играет воздух и как ребенок понимает термин «теплообмен». Тут можно провести фокус с монетками. Отвернитесь и попросите ребенка выбрать монетку, зажать ее в кулак. Скажите, что вам необходимо подумать и поднесите кулак ребенка ко лбу. Через время вы сможете найти монетку, т.к. она будет теплой.

Логические упражнения являются эффективным тренажером для мыслительной деятельности, причем возрастных ограничений здесь нет, они улучшают работу всех познавательных процессов, в том числе, и памяти. Существует огромное многообразие задачек на логику (смекалку, сообразительность, догадливость) для деток старшего дошкольного и младшего школьного возраста. К каждому ребенку можно подобрать те упражнения, которые у него лучше всего получаются, а потом осваивать те, что вызывают затруднение. Особенно эффективно для познавательной активности ребенка будет способствовать соревновательный момент между членами семьи. Можно предложить поиграть в головоломки  ребенку и его друзьям, которые пришли в гости, а также продумать бонусы победителю. К тому же, имея ниже приведенные игры-головоломки и задачки под рукой, родитель сможет предлагать их ребенку в дороге, например, по пути в школу или вынужденно проводя время в очереди.

Выделяют логические задачи с условиями: 1. Две матери, две дочери и бабушка с внучкой. Сколько всех? (Трое: бабушка, мать и дочь) 2. В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (Отдать одно вместе с корзиной) 3. На столе лежали конфеты. Две матери, две дочери, да бабушка с внучкой взяли конфет по одной штуке. Сколько конфет лежало на столе? (Три) 4. В комнате горело пять свечей. Две свечи потушили. Сколько осталось? (Две, остальные сгорели) 5. Спрыгнуть с него на ходу можно, а вскочить на него на ходу нельзя. Что это? (Самолет) 6. Два раза родится, один раз умирает. (Курица) 7. Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко) 8. Что вниз вершиной растет. (Сосулька) 9. Кого с пола за хвост не поднимешь? (Клубок ниток) 10. Карандаш разделили на три части. Сколько сделали разрезов? (Два) 11. На веревке завязали пять узлов. На сколько частей эти узлы разделили веревку? (На 6) 12. Когда об воду можно порезать руку? (Если превратить ее в лед) 13. Можно ли пустое ведро наполнить три раза подряд, ни разу не опоражнивания? (Да: большими камнями, песком, водой) 14. Вы зашли в темную комнату, где есть свеча, газовая плита, керосиновая лампа. Что вы зажжете в первую очередь? (Спичку или зажигалку) 15. Предсказатель берется предсказать с точностью до 100 % счет любого матча до того, как он начнется. В чем секрет его безошибочного предсказания? (До начала встречи счет всегда бывает 0:0) 16. Можно ли бросить мяч так, чтобы он, пролетев некоторое время, остановился и начал движение в обратном направлении? (Да, бросить его вверх) 17. Как перевезти с одного берега на другой волка, козу и капусту, если в лодке может поместиться один человек (перевозчик), а с ним или коза, или волк, или капуста? (Сначала перевезти козу, затем капусту, а в обратный рейс взять козу, козу оставить на противоположном берегу, перевезти волка, вернуться за козой) 18. Двое мальчиков играли в шашки два часа. Сколько играл каждый из них? (По 2 часа) 19. Двое пошли - пять гвоздей нашли. Четверо пойдут - много ли найдут? (Ни одного, все уже нашли) 20. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Одна внучка Маша). 21. Задумать число до 5. прибавить к нему 2, я отгадаю, какое число вы задумали? Сколько у тебя получилось? 22. Кто в твоей семье самый старший? Кто самый низкий? кто выше, отец или мать? Кто старше тебя? Кто выше тебя, но ниже мамы? 23. У стены стоит кадушка, а в кадушке той – лягушка. Если б было 7 кадушек, сколько было бы лягушек? (Возможно, ни одно) 24. На столе лежат 3 карандаша разной длины. Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его? (Переложить один из тех, что короче) 25. Двое детей подошли к реке. У берега всего 1 лодка. Как им переправиться на другой берег, если лодка может взять только одного человека? (Дети подошли к реке с разных сторон).

Для детей 5–7 лет полезны задачи на смекалку, основная цель — это упражнять детей в умении составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек (или спичек), пользоваться приемом пристроения или перестроения. Например, можно предложить такие задания на смекалку: 1) составить два равных треугольника из 5 палочек; 2)  составить 4 равных треугольника из 9 палочек;  3) из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника; 4) из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький.

Очень хорошо тренирует ум составление и решение анаграмм. Эти упражнения относятся к задачам комбинаторного типа, т.е. решение получается в результате создания неких комбинаций. Анаграмма - это слово (а бывает и словосочетание), которое получилось путем перекомбинации букв совсем иного слова или словосочетания.  Анаграммы можно придумывать  самостоятельно, просто перепутав местами буквы в слове, например, реведо (дерево) и т.п.  Примеры анаграмм: 1. Колесо 2. Полет 3. Автор 4. Клоун 5. Волки 6. Каприз  7. Сектор 8. Лось 9. Коршун. Ответы: 1. Оселок 2. Тепло 3. Товар 4. Кулон 5. Ловки 6. Приказ  7. Корсет 8. Соль 9. Шнурок.

Задачи-дуплеты, например, поставьте розу в вазу: роза-поза-пора-пара-фара-фаза-ваза (основное условие: заменять в словах, ведущих нас в данном случае к слову ваза можно одну букву на каждый шаг). Задания: Жир -  …пар;       Мёд - … лён;  Шах - …мат; Бор  - …пол;  Кит  - …рог. Также можно использовать загадки, например: с буквой «К» хозяйка плачет, с буквой «Г» - лошадка скачет (лук-луг);   с «Л» - не выручил вратарь, с «Д» - меняем календарь (гол-год).

Развивать логику ребенка можно с помощью интересных примеров, где вместо привычных чисел используются слова. Попробуйте задать ребенку такие примеры: 1) к + насекомое = прическа у девочки; 2)  м + суп из рыбы = насекомое; 3) у + мяч в воротах = фигура. Ответы: 1) коса, 2) муха, 3) угол. Пусть эти упражнения помогут вашему ребенку преодолеть трудности в обучении,  позволят проявить свои знания, смекалку и интерес.

Ведется очень много споров относительно того, откуда берется познавательный интерес: это воспитание, гены, влияние учителя, природные задатки к определенному виду   деятельности, внутренний стержень? Интерес многогранен и может менять свой вектор и глубину в течение взросления ребенка, однако познавательный интерес и тренировка сообразительности ребенка идут рука об руку там, где взаимоотношения ребенка и взрослого подкреплены родительским примером получения удовольствия от процесса познания и энергетического эмоционального выплеска от нахождения творческих решений. Ведь неоспоримая аксиома: то, что получается, интересно (значит, нужно пробовать), а то, что интересно, получается (не переставать удивляться всему, что нас окружает).

 

Шапошник-Доминская Дарья, Снесарь Александра, психологи-педагоги

студии своевременного развития «Для Деточек»

Категория: Полезные статьи | Добавил: detochki (09.09.2016)
Просмотров: 428 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0


Форма входа

^

Поиск

^

Наш опрос

^
Оцените сайт студии (не поленитесь, вебмастерам будет очень приятно)
Всего ответов: 43

Статистика

^

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Популярные теги сайта

Информер ТЕГОВ

Календарь