Главная » Статьи » Развитие ребенка |
При систематическом посещении занятий ваш ребеночек сможет согласно собственной уникальности отвечать следующим критериям развития ребенка:
Что может уметь ребенок нашей студии в 1 год?
- вставать на ножки без посторонней помощи; - самостоятельно ходить; - бегать, возможно, с помощью взрослого; - подражать некоторым действиям взрослых; - самостоятельно пить из чашки; - произносить простые слова; К году ребенок уже многое освоил. Возрос запас понимаемых им слов. Он знает названия всех окружающих его предметов, игрушек, одежды. Безошибочно показывает называемые части тела, лица. Произносит первые 8—10 слов. Малыш уже способен чутко улавливать интонацию речи взрослых. У него появляются зачатки умения обобщать. Например, словом «ляля» он называет не только свою куклу, но и встреченную на улице в коляске девочку либо изображение на картинке маленького ребенка или куклы. Способность к обобщению свидетельствует о новой ступени развития. - понимать простые требования родителей; - знать и называть всех членов семьи по имени; - самостоятельно ходить на горшок (или уже активно приучаться к этому). Усложняется эмоциональная сфера малыша. К году он может плакать от сочувствия к другому обиженному и плачущему ребенку и сам страдает от обиды, когда его не принимают в общую игру старшие дети. Годовалый малыш начинает проявлять интерес к другим детям, особенно старшим. Его интересует совместная со взрослыми деятельность, участие в их делах. Он протягивает ручки, ножки при одевании и раздевании, вытягивает шею при умывании, чистит нос в подставленный носовой платок, все чаще во время еды использует по назначению ложку, самостоятельно пьет из чашки. Его любимое занятие — опорожнять и заполнять ящики, передвигать крупные предметы, опрокидывать, разрушать, тянуть за собой все, что только возможно, раскрашивать книги, рисунки и даже стены. У него нет представления о вредности своих действий. Он им радуется и пытается повторять. Родители не должны за это сердиться на малыша, ругать или наказывать его. «Анализ», «разборка» являются первой стадией познания. В нее-то и вступает в этом возрасте ребенок. Стадия созидания наступит позже. А теперь, чтобы ребенок не портил вещей, за его действиями необходимо следить и направлять их. Что может уметь ребенок нашей студии в 2 года?
Область физического развития включает в себя оценку двигательных навыков. В этом возрасте, прежде всего, важны координация и согласованность движений. Чем лучше ребенок знает свое тело, то есть может контролировать его и управлять им, тем проще ему познавать окружающий мир и осваивать новые, неизвестные для него ранее виды деятельности. Координация движений определяется развитием большой и мелкой моторики. Большая моторика - это все те движения, которые связаны с передвижением тела в пространстве (например, ходьба, бег). К двум годам малыш: · умеет бегать; · умеет подниматься и спускаться по лестнице, касаясь каждой ступеньки одной ногой; · умеет прыгать (подпрыгивать вверх, прыгать через обруч или лежащее на земле препятствие, прыгать на одной ноге); · может маршировать; · может ударить по мячу ногой; · может ходить задом наперед; · способен сохранять равновесие на перекладине. Мелкая моторика - это точные и плавные движения рук, а также их координация со зрением (например, когда необходимо взять из ряда лежащих игрушек именно ту, которую хочется). К этому возрасту ребенок должен уметь: · рисовать вертикальную линию; · строить башню или дом из 4-6 кубиков; · резать бумагу, держа ножницы одной рукой. Кроме того, хотелось бы отметить, что уже в этом возрасте у малыша начинает развиваться право- или леворукость. В повседневной жизни это можно увидеть по тому, какой рукой ребенок предпочитает выполнять интересные для него задания. Но пока это только тренировка рук, и сказать окончательно, кем является ваш ребенок - левшой, правшой или амбидекстром (тем, кто в равной мере владеет двумя руками), можно будет только к 5 годам. Основная задача на данном этапе - продолжать предоставлять ребенку свободу для тренировки координации движений и развития ловкости. Более пристальное внимание следует обратить на развитие мелкой моторики. Это связано с тем, что, как мы уже говорили, отвечая на предыдущий вопрос, в данном возрасте существует прямая взаимосвязь между развитием мелких движений рук и развитием речи. Ученые выяснили, что в коре головного мозга зоны, отвечающие за мелкие движения наших рук, находятся в непосредственной близости к зонам, отвечающим за речевое развитие. То есть, развивая мелкую моторику ребенка, вы тем самым способствуете развитию его речи. Область познавательного, или интеллектуального, развития рассматривает особенности психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, восприятия). Оценить степень развития психических процессов у ребенка к двум годам можно по следующим критериям: · малыш реагирует на музыку или ритм, качаясь и приседая в такт; · выполняет простые указания и просьбы, предполагающие два-три действия; · повторяет части детских стишков или рассказывает их вместе с кем-нибудь из взрослых; · стремится разобрать на части или разломать предмет, чтобы изучить его (проявление исследовательской позиции); · знает 130-200 слов; · объединяет слова в простые предложения и короткие фразы. В этом возрасте речь является основным, ведущим психическим процессом, который в значительной мере влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Психологи называют период от 1, 5 до 3 лет сенситивным, то есть чувствительным для активного развития речи. В этом возрасте мозговые структуры, ответственные за речь, оказываются наиболее восприимчивыми к влиянию среды, способствующей усвоению родного языка. Речь развивается сразу в нескольких направлениях: осваиваются грамматические правила построения фраз, заканчивается овладение произношением звуков речи, развивается способность связно выражать мысли в речевой форме, совершенствуется понимание речи. Поэтому понятны тревоги и волнения родителей, дети которых молчат и не разговаривают. Какие же рекомендации можно дать взрослым, чтобы стимулировать и активизировать речь малыша? Область социального развития включает в себя умения и навыки ребенка взаимодействовать с внешним миром и общаться с другими людьми. Необходимо отметить, что в данном возрасте большое значение приобретают навыки самообслуживания. Итак, к двум годам ребенок должен уметь: · проситься и ходить на горшок; · заинтересованно относиться к процессу одевания - охотно принимать нужные позы (вытягивать ножку, когда надевают ботиночки, поднимать ручки во время надевания кофты и т. д.), даже пытаться самостоятельно одеться; · мыть и вытирать руки; · есть самостоятельно и уметь пить из чашки; · уметь самостоятельно пользоваться вилкой, ложкой; · чистить зубы с помощью взрослого; · имитировать поведение взрослого (например, пытаться помочь родителям по дому, стремиться разговаривать по телефону).
Что может уметь ребенок нашей Студии в 3 года?
В 3 года малыш уже становится самостоятельным. И даже готов отстаивать свою независимость, протестуя, если в процесс кто-то вмешивается, своим отчаянным "я сам". Родителям следует временами позволять ему проявлять настойчивость, даже если придется задержаться и подождать, пока он сам наденет шапку, покушает или закончит еще какое-то действие, которое так хочется сделать без посторонней помощи. Относительно интеллектуального развития в период с трех до 4-х лет следует отметить, что ребенок уже должен уметь не только зрительно воспринимать образы, но и описывать увиденное. В частности, для тренировки этой способности хороши занятия с картинками, желательно с изображениями разной тематики, чтобы можно было не только назвать, что нарисовано, но и выделить характерные особенности. Например, если это иллюстрация с зимним пейзажем, то по каким признакам видно, что это зима. Соответственно для распознавания времени года ребенок должен знать эти самые времена года. Но для начала (если до времен года еще дело не дошло) хотя бы свое имя и фамилию, это, как говорится, святое. В возрасте 3,5 лет ребенок уже может сопоставлять разные признаки предметов. Например, сравнивать их по цвету, размеру, тактильным свойствам: мягкости-твердости. Задание с поиском отличий на картинках - тоже полезно, к четырем годам ребенок свободно должен находить 2-3 различия. Речь. Очень размытое произношение оттачивается, слова приобретают вполне приличное по четкости звучание, ребенок легко формирует простые предложения, постепенно переходит к сложным (из 5-6 слов). Слова становятся членораздельными, разве что некоторые звуки еще не даются, особенно шипящие согласные и звук "р". Навыки обихода. Не всегда родителям это кажется реальным, но ближе к 4-м годам ребенок уже должен уметь самостоятельно одевать вещи, хотя бы без застежек (или не застегивая самостоятельно). Эти навыки требуются в детском саду, а в некоторые сады без них просто не берут. Хотя при нынешнем дефиците мест в детских садах велика вероятность того, что ребенок будет находиться дома с родителями, либо с бабушками. Но приучать все равно надо. Ведь иной раз случается, что ребенку в школу идти, а он сам так и не научился одеваться, потому что сидел дома. Так что, уважаемые родители, не затягивайте процесс. Да, это не всегда дается легко, точнее, всегда нелегко, но это в первую очередь для блага самого ребенка, да и вам будет гораздо проще. К тому же в процессе развития этих навыков тренируется также и мелкая моторика. Итак, ребенок в три года узнает по голосу близких людей; ♦ ребенок запоминает мелодию и подпевает, когда знакомую мелодию слышит (хотя музыкальный слух у ребенка этого возраста оставляет желать лучшего); ♦ ребенок различает цвета и знает их названия; ♦ ребенок в три года способен определять общий признак у разных предметов (например, у предметов мяч, яблоко, арбуз, глобус общий признак - все они круглые) и даже может разделить предметы по группам, у каждой из которых свой определяющий признак; ♦ запас слов ребенка в три года составляет 300 и даже более; ребенок довольно легко составляет простые фразы и достаточно ясно выражает свои мысли, свои желания; ♦ ребенок иногда фантазирует, рассказывает то, чего не было; может разговаривать с куклами и другими неодушевленными предметами; ♦ игры ребенка становятся все более сложными; быстро освоив игру, какую показала ему мама, ребенок способен эту игру несколько усложнить, добавить в нее собственные элементы, даже правила; ♦ ребенок много рисует и получает от рисования удовольствие; в рисунках его еще трудно угадать какой-то смысл, но уже часто среди массы так называемых каракулей угадываются некие фигуры - треугольники, круги, четырехугольники и т.д.; ♦ ребенок в три года с удовольствием лепит; причем ребенка в этом возрасте при лепке интересует не столько результат, сколько сам процесс - как материал мнется, как легко подчиняется он движению пальцев; ♦ ребенок с интересом рассматривает картинки в книжках; от того, что картинки ему знакомы, он не теряет к ним интерес; даже наоборот - воспринимает их как старых знакомых; ♦ малыш с удовольствием общается со взрослыми и детьми; ♦ демонстрирует хорошую память; может поставить маму в тупик, напомнив ей то, о чем она забыла; легко запоминает детские стишки, считалочки, поговорки и пр.; легко и естественно запоминает слова из других языков; ♦ ребенок в три года старается во всем походить на маму с папой; ♦ часто и с большим интересом разглядывает себя в зеркало; примеряет мамины или папины вещи; ♦ ребенок проявляет интерес практически ко всему, что видит, и поэтому задает очень много вопросов. Развитие речи ребенка Трёхлетний ребенок владеет фразовой речью, практически не допускает аграмматизмов; при построении предложений употребляет предлоги, союзы; в его речи есть наречия, местоимения. О себе малыш говорит в первом лице, выражает с помощью речи свои желания. Если родители не теряли зря драгоценного времени, отведённого им для развития связной речи своих детей, то трёхлетний ребенок сможет описать несколькими предложениями любимую игрушку, рассказать о только что произошедшем событии. Речь для ребенка трех лет является регулятором его поведения: он слушается старших, то есть выполняет их указания, сделанные в словесной форме.
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ
Что может уметь ребенок нашей студии в 4 года?
1.Повторить за взрослым движение в определенной последовательности: хлопнуть в ладоши, поднять руки вверх, руки - в стороны, опустить руки. 2.Хлопнуть в ладоши только тогда, когда он услышит определенное слово, например снег. ( Произнесите слова: дом, гроза, снег, книга, чашка, телефон, снег, роза, снежинка, сосулька, человек, снег, окно, ваза, ромашка, стул). 3.Складывать по предложенному образцу простые постройки из конструктора. 6.Находить одинаковые предметы без посторонней помощи. 7.Складывать разрезанную на 2-3 или 4 части картинку или открытку. 8.Выполнять задания, не отвлекаясь в течение 5-7 минут. 9. Удерживать в поле зрения 4-5 предметов одновременно.
Математика
Логическое мышление
|
Показатели речевого развития |
Время появления в норме |
Использует родовые названия предметов |
С 4 лет 6 мес. |
Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии |
4 года 6 мес. |
Может подбирать к словам антонимы |
К 5 годам |
Продолжается словотворчество |
В течение дошкольного детства |
Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа рак - лак) |
С 4 лет 6 мес. |
Определяет наличие звука в слове |
С 4 лет 6 мес. |
Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец) |
К 5 годам |
Может составить рассказ по картинке или серии картинок |
К 5 годам |
Начало формирования внутренней (планирующей) речи |
К 5 годам |
Звукопроизношение полностью соответствует норме |
С 4-5 лет |
1. Ребенок должен использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители.
2. Ребенок должен понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки - лапы, ногти - когти, волосы - шерсть).
3. Ребенок должен уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок - цветы, девочка - девочки).
4. Ребенок должен уметь находить предмет по описанию (яблоко - круглое, сладкое, желтое). Уметь самостоятельно составлять описание предмета.
5. Ребенок должен понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).
6. Ребенок должен знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.
7. Ребенок должен уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.
8. Ребенок должен уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.
9. Ребенок должен называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет.
10. Ребенок должен уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине?
Что может уметь ребенок нашей студии перед школой (5-6 лет)?
- Выполнять задания, не отвлекаясь, около 15 минут.
- Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
- Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
- Копировать в точности узор или движение.
- Легко играть в игры на внимательность и быстроту реакции. Например, называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал название игрушки – хлопнуть в ладоши; если услышал название школьных принадлежностей – сложить руки на столе; если услышал название предмета для спорта – положил руки на плечи и т.п. Или так: если услышал слово, на конце которого звук «а», – подними руку и т.д.
- Цифры 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 до 20, счет до 100 и более; знаки «+», «-», «=»,
- Как составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
- Как пользоваться арифметическими знаками действий.
- Как разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.
- Состав чисел первого десятка.
- Прямой и обратный порядок числового ряда.
- Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
- Название текущего месяца, последовательность дней недели.
- Запоминать 8-10 картинок.
- Запоминать считалочки (например: «Три гуся летят над нами, три гуся – над облаками, два спустились за ручей. Сколько было всех гусей?») и скороговорки (например: «Цыпленок с курицей пьют чай на улице»).
- Запоминать фразы (например: «Юля и Оля рисуют цветными карандашами»; «Осенью часто идет дождь»; «Лена играла мячом, кубиками, юлой, куклой и мишкой»).
- Рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.
- Повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
- Закончить предложение: «Если стол выше стула, то стул…», «Если два больше одного, то один…», «Если река глубже ручья, то ручей…» и т. д.
- Находить лишнее слово среди группы слов, например: «Василий, Федор, Семен, Иванов, Евгений», «Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога», «Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный».
- Отвечать на замысловатые вопросы, например: «Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 2 килограмма. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги?» – и т. д.
- Определять последовательность событий.
- Находить и объяснять несоответствия на рисунках.
- Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
- Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
- Формировать классы предметов и явлений (вертолет и машина – транспорт, дождь и засуха – природные явления, черника и голубика – ягоды и т.п.).
- Сложить из конструктора по образцу любую фигуру.
- Сложить из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т. д.).
- Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.
- Выполнять аппликации на бумаге, как самостоятельно, так и по образцу.
- Складывать пазлы без посторонней помощи.
- Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
- Располагать изображение на всем листе или в заданных пределах: на одной линии, на широкой полосе.
- Штриховать рисунки, не выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивать сложные рисунки.
- Ориентироваться в тетради в клетку или в линейку.
- Называть свое имя и фамилию. Называть имя и фамилию своих родителей. Знать название своего города (села). Знать название столицы Родины. Знать название нашей планеты.
- Знать названия основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти профессии, какую приносят пользу людям.
- Называть времена года, части суток, дни недели в их последовательности.
- Называть весенние, летние, осенние и зимние месяцы.
- Отличать хищных животных от травоядных.
- Отличать перелетных птиц от зимующих.
- Отличать садовые цветы от полевых.
- Отличать деревья от кустарников.
- Называть все явления природы.
У пятилетнего малыша речь чистая, внятная, без нарушении звукопроизношения, ведь в этом возрасте закончился процесс овладения звуками. Возросла речевая активность: малыш не только задает вопросы сам и отвечает на вопросы взрослого, но и охотно и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях. Употребление предложений более сложной структуры является причиной встречающихся в речи ребенка пяти лет отдельных грамматических ошибок, чаще всего на согласование числительных с существительными. Сделаны первые шаги по овладению грамотой: малыш научился замечать в словах отдельные звуки, a пpocтые слова пробует анализировать полностью.
Строить сложные предложения разных видов. Например, составлять предложения из предложенных слов: рисунок, девочка, рисовать, красками; ребята, горка, санки, кататься, с , на и т. д.
- Быстро образовывать новые словосочетания. Например: шапка из меха | меховая шапка и т.д.
- Объяснять содержание пословиц. Например, пословицу: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
- Составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок, из жизни.
- Выразительно исполнять стихи, с разной интонации передавать строки, содержащие радость, восхищение, грусть и т. д.
- Составлять предложения из 3-4 слов. Составлять схему предложения. Делить простые предложения на слова. Делить слова на слоги (части).
- Различать гласные и согласные буквы.
- Определять, на какой слог падает ударение.
- Определять на слух мягкость и твердость звука в словах.
- Определять количество звуков и букв в слове.
- Определять по интонации, какое предложение: повествовательное, восклицательное, вопросительное.
Всего комментариев: 0 | |
Философия студии [7] |
Полезные статьи [9] |
Наши тренеры [1] |
Развитие ребенка [4] |
Литература [1] |